Ежегодно, начиная с 15 марта 1994 года, в России отмечается Всемирный день защиты прав потребителей, проводимый под эгидой Организации Объединенных Наций. По сложившейся традиции Международная Федерация потребительских организаций – Consumers International – каждый год определяет тематику Всемирного дня прав потребителей, отмечаемого 15 марта.
В 2018 году он проходил под девизом «Making digital marketplaces fairer» - «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными».
Количество обращений граждан на продавцов, осуществляющих реализацию товаров дистанционным способом посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, стремительно растет вместе с активным развитием рынка электронной коммерции.
Из опыта работы специалистов Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в АГО можем привести пример недобросовестного Интернет- магазина, зарегистрированного на территории нашего города.
С 2010 года в адрес Территориального отдела, стали поступать обращения граждан по поводу нарушения ООО «СТН» их прав в части неисполнения сроков доставки предварительно оплаченного товара; не возврата денежных средств, внесенных по предоплате по договорам купли-продажи, доставка товаров не соответствующих указанным в заказах, а так же введение в заблуждение относительно сроков доставки товаров.
По многочисленным обращениям потребителей, поступающих в Роспотребнадзор Ангарска, проводились проверки в отношении деятельности ООО «СТН», в результате которых выявлялись многочисленные нарушения законодательства в области защиты прав потребителей со стороны данного Интернет - магазина.
Результаты проводимых проверок показали, что нарушения действующего законодательства РФ со стороны ООО «СТН» носят систематический характер, которые выражаются в том что, юридическое лицо нарушает требования Закона РФ «О защите прав потребителей» и требования Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612.
За нарушения законодательства РФ ООО «СТН» неоднократно привлекалось к административной ответственности в виде штрафов на сумму 175 тыс. руб.
Однако, неся бремя административной ответственности за систематические нарушения законодательства РФ в области защиты прав потребителей руководители ООО «СТН» не предпринимали меры по их устранению, а наоборот - количественная тенденция увеличения обращений потребителей РФ и стран СНГ в адрес Роспотребнадзора Ангарска свидетельствовала о не желании прекратить правонарушения.
Применяемые к ООО «СТН» Роспотребнадзором меры государственного воздействия в рамках административных наказаний не приводили к положительному результату, в данной связи специалистами Территориального отдела было, подано исковое заявление о ликвидации интернет магазина в Ангарский суд.
25.08.2014г. судьей Ангарского городского суда Иркутской области по гражданскому делу 2-3611/2014 было принято решение о ликвидации юридического лица ООО «СТН».
Зачастую восстановление нарушенных прав граждан в сфере электронной коммерции затруднено или невозможно в связи с откровенно мошенническими действиями Интернет- продавцов.
В связи с изложенным, напоминаем о возможных рисках покупки товаров дистанционным способом (особенно при условии 100% предоплаты) и просит потребителей быть более внимательным при выборе Интернет-магазина.
В качестве превентивной меры, направленной на недопущение нарушений прав потребителей на рынке Интернет-торговли, рекомендуем:
- более внимательно относиться к совершению покупки товара дистанционным способом, если цены в Интернет-магазине существенно ниже рыночных и обязательным условием является предоплата;
- осмотрительно относиться к заключению договора купли-продажи, если продавец осуществляет деятельность на рынке непродолжительное время
- внимательно изучить сведения о продавце, уделив особое внимание проверке достоверности сведений о его адресе и телефонах (в случае наличия такой информации) посредством любой доступной справочно-информационной системы (например: 2ГИС и т.п.), возможно злоумышленники указывают несуществующие адреса, либо по данным адресам располагаются совсем другие организации;
- до заключения договора купли-продажи ознакомиться с отзывами о продавце в сети Интернет;
- проверить доменное имя Интернет-магазина на портале: https://cctld.ru/ru/ .
В рамках проведения горячей линии, посвященной Всемирному дню защиты прав потребителей 2018 года, специалистами Территориального отдела и консультационного пункта филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» в Ангарском городском округе были оказаны практическая помощь по консультированию 27 граждан по сферам интернет: торговля, мобильные телефоны, бытовые услуги, мебель, одежда, технически сложные товары.
Так же проводилось анкетирование среди граждан с целью выявления уровня правовой грамотности населения в области защиты прав потребителей.
По итогам анкетирования был выявлен ряд нарушений прав потребителей, с которыми чаще всего сталкиваются граждане при совершении покупок через сеть интернет. Наиболее распространенными являются не соответствие товара описанию, указанному на сайте продавца интернет магазина, отсутствие на сайте полной и достоверной информации о продавце, товаре и условиях возврата товара, а так же отказ продавца в обмене товара или денежных средств.