Семь кругов ОСАГО


Тема обязательного автострахования не перестает быть актуальной. В мае 2017 года в новой редакции был принят закон об ОСАГО, а на днях Министерство финансов подготовило к нему новые поправки. И без того уже почти год по всей земле российской слышны стоны владельцев машин, которых закон обязывает заключить договор со страховой компанией, а страховщики под всеми благовидными предлогами от этого открещиваются, мотивируя тем, что этот бизнес для них убыточен. На сайте Российского союза автостраховщиков было опубликовано заявление Игоря Юргенса, президента РСА: «По нашим расчетам, страховщики ОСАГО в целом по тем договорам, которые были заключены в 2016 году и выплаты по которым продлятся несколько лет, получат убыток в размере 12,3 млрд рублей».

При этом, по данным «Форбс», опубликованным на официальном сайте журнала в 2016 году, за 13 лет действия ОСАГО страховые компании собрали с автовладельцев 1,25 трлн рублей, а выплатили автовладельцам и пешеходам только 670 млрд рублей вместо положенного по закону триллиона. Нетрудно подсчитать прибыль, измеряющуюся миллиардами рублей.

О том, где же находится истина и почему на самом деле несут убытки страховщики, мы поговорили с Романом Начевновым, автоюристом и руководителем компании «Юрпрофит».

– Роман Александрович, страховые компании своей основной проблемой считают деятельность автоюристов, поскольку они через суд добиваются резкого увеличения выплат по ОСАГО и ведут к убыточности этого бизнеса. На самом деле это так?

– Не буду спорить с этим утверждением. Но автоюристы, которых страховщики в своих гневных публикациях называют автоавантюристами, действуют в рамках закона. Схема проста: пострадавший в ДТП обращается в страховую компанию за возмещением ущерба, но обычно полученная сумма его не устраивает. Вариантов действия в таком случае у него два. Первый: самому обращаться в суд и требовать пересмотра суммы выплаты, тратить деньги на услуги адвоката и личное время, лишаясь возможности быстро отремонтировать автомобиль, ведь решения суда приходится ждать по полгода. На этот вариант страховые компании чаще всего и рассчитывают, ведь большинство повреждений после ДТП связано с мелким ремонтом, и автолюбитель, представив сколько ему придется пройти, чтобы получить несколько тысяч рублей, просто махнет рукой и отремонтирует машину за собственные средства. Второй вариант – обратиться к автоюристу и заключить с ним договор переуступки прав требования. Юрист после оценки повреждений выплачивает пострадавшему деньги на ремонт, а потом уже ходит в суд и требует их со страховой компании. Большинство из них работают как часы: не дожидаясь даже, пока решение суда вступит в силу, перечисляют деньги на счет. Но вот с лидером российского автострахования, который больше всех сейчас жалуется на свою бедность и убытки, так не получается. Изобретаются разные предлоги, чтобы не выплачивать деньги. В 2015 году у меня был случай, когда я пять раз по требованию этой страховой компании представлял машину после ДТП на осмотр (в Ангарске, в Усолье и в Черемхово), а в суде они в итоге заявили, что я этого не делал. Хорошо, что я вел видеозапись и сумел доказать судье свою правоту. Также у них существуют проблемы со своевременной выплатой денег. Не знаю, чего они этим добиваются, но в итоге помимо суммы собственно самого ущерба они вынуждены выплачивать еще штрафы и неустойки, а они за полгода (и больше), которые длится суд, могут достичь нескольких сотен тысяч рублей. Вот и посчитайте их убытки в масштабах страны. Я не знаю, что это такое – целенаправленная политика или недоработка менеджмента. Но в итоге во всеуслышание заявляется об убыточности ОСАГО. Хотя деньги они теряют, по сути, только из-за своей жадности. 

– Сейчас по новому закону выплату денег заменяют «натурой», то есть ремонтом в сертифицированных автомастерских. Будет ли эта схема выгодна автовладельцам?

– На мой взгляд, нет. Слишком много сложностей. Например, на автомобиль должны будут ставить только новые детали, но как это проверить, если он будет находиться в труднодоступном месте? Не будет ли страховая компания оказывать давление на автосервис, чтобы в целях экономии они обходились, например, просто пайкой или бывшей в употреблении деталью вместо полноценной замены? Что делать с деталью, на которой, допустим, обнаружены следы коррозии? Ведь, собственно, она и так уже должна была подлежать замене – будет ли страховая оплачивать такой ремонт? Оригинальные ли будут ставить детали (а у новых машин стоимость некоторых узлов может выходить далеко за рамки обусловленного страховой выплатой ремонта) или они приедут из Китая? По закону станцию ремонта может выбирать потерпевший, но из предложенного страховщиком списка его партнеров. Автосервис должен находиться не более чем в 50 километрах от места ДТП или места жительства потерпевшего. Учитывая опыт осмотров после ДТП, могу сказать, что машины приходится гонять на расстояния гораздо большие. Так что вряд ли и этот пункт будет соблюдаться. И сколько по времени машина будет ждать очереди на ремонт в автосервисе, если даже по закону на это отводится до 30 дней? А если авто нужно для работы? Кто возместит эти убытки? Так что все это выгодно больше страховщикам, чем владельцам автомобилей. Для автоюристов же это новшество выгодно, потому что судов будет еще больше.

– А что вы думаете насчет установки телематического оборудования и расчета страхового полиса в зависимости от манеры езды автолюбителя? Лихачи в таком случае станут платить больше аккуратистов за рулем?

– Идея хорошая, но есть опасения, что в нашей стране производство и установка этого оборудования окажутся в руках одного лица и фирмы, – так это уже было с другими новшествами. А отсутствие конкуренции пагубно влияет на аппетиты.

– А у вас полис ОСАГО от какой страховой компании?

– Четыре года я страховался в «Россгосстрахе» и столько же лет с ними судился. 

– А почему?

– Потому что «Россгосстрах» не подает обо мне сведения в Российский союз автостраховщиков, и из года в год у меня одинаковый КБМ (коэффициент бонус малус), который, по идее, каждый год за безаварийную езду должен повышаться. За пять лет КБМ у меня должен был подрасти с трех до восьми. А ведь это в итоге переплата за полис ОСАГО. В первый год всего 130 рублей, ну а на пятый-то – уже три тысячи! Я написал претензию в «Росгосстрах», но ответа не получил. Пошел в суд, и после всех штрафов и неустоек вышло так, что страховка в итоге мне обошлась бесплатно. И так на протяжении четырех лет. В итоге дошло до того, что меня, по-видимому, внесли в черный список, и при моем обращении в страховую компанию в декабре 2016 года меня просто не смогли застраховать. Сказали, что нужно представить машину на осмотр в Иркутск. А как я туда доеду без полиса? Пришлось снова обращаться в суд с иском об обязании компании «Росгосстрах» заключить со мной договор обязательного автострахования. В июле 2017 года суд вынес решение в мою пользу. Но поскольку я полгода не мог ездить без полиса ОСАГО, то в январе застраховался в другой компании.

– Ну, не каждый сможет сам рассчитать свой КБМ, чтобы проверить страхового агента…

– И этим активно пользуются страховые компании! Расчет действительно сложный, с использованием коэффициентов, которые еще нужно знать где взять. И даже если человек начинает возмущаться, агент поднимает на него кристально честные глаза и говорит: «Но у меня же база…» Как будто база – это нечто монолитное и не поддающееся изменению. А теперь смотрите: даже если взять переплату за договор страхования в 100 рублей, то, умножая на 18 миллионов полисов, получим 1 миллиард 800 миллионов рублей чистой прибыли. Это невероятно выгодно!

– Нужно ли вообще ОСАГО?

– На самом деле да. Помните, как было в 90-е годы? Происходило ДТП, и из машины выходили мальчики с битами, чтобы выяснить, кто прав, кто виноват. Или швыряли в лицо виновнику ключи со словами: «Забирай: ты только что «купил» мою машину!» Или грозно говорили: «Поехали смотреть твою квартиру!» Сейчас эти ключи можно завернуть в полис и швырнуть обратно – пусть обращается в страховую! Те люди, которые экономят на полисе, не понимают, что если они, не дай бог, окажутся виновниками серьезного ДТП, то платить за ущерб им придется из своего кармана. А это очень накладно. По статистике, за год на дорогах погибает 30 тысяч человек. Если бы не было страховки, то 30 тысяч семей искали бы деньги на похороны, взыскивали бы их с виновника ДТП. А так страховая компания произведет нужные выплаты. Другое дело, что необходимы дифференцированные тарифы – в зависимости от стоимости автомобиля, года его выпуска, мощности. Ведь ремонт «Жигулей» и «Ленд Крузера» стоит по-разному. А за страховку с них берут одинаково. Поэтому владельцы недорогих автомобилей страхуются наиболее неохотно. А зря.

Автор Алёна Зорина
 
По теме
На разведение костров введут ограничения, ОСАГО будет работать по-новому Сентябрь — это не только начало нового учебного года, но и время вступления в силу очередных законодательных инициатив.
06.09.2017
СМИ: Минфин разработал поправки к закону об ОСАГО для защиты водителей‍ - Usolie.Info Фото: © Донат Сорокин/ТАСС По данным газеты «Коммерсантъ», Минфин доработал идею либерализации системы ОСАГО и рассмотрел возможность отказа государства от тарифного регулирования «автогражданки».
08.08.2017
 
Семь кругов ОСАГО - Газета Время Почему трудно купить страховку Если в последнее время вам пришлось покупать или продлевать полис обязательного автострахования (ОСАГО), мы вам искренне сочувствуем.
28.07.2017
mir - Газета Областная С 1 июля все зарплаты бюджетников и государственные стипендии студентов будут зачисляться исключительно на карты национальной платежной системы «Мир».
20.06.2018
 
Сергей Тен, хвостатый паровоз и ужасно неоднозначный НДС - Иркутская торговая газета Депутат Госдумы РФ Сергей Тен прокомментировал повышение ставки НДС. Она позволит компенсировать выпадающие доходы от снижения стоимости экспорта нефти, подстегнет развитие несырьевого сектора экономики, отметил парламентарий.
19.06.2018
Главное управление МЧС России по Иркутской области разыскивает молодого человека, спасшего двоих детей на пожаре в городе Братске - МЧС Иркутской области Из истории, ставшей известной из социальных сетей, ясно одно – двое детей живы благодаря жителю города Братска, который не растерялся и действовал очень решительно, не побоявшись высоты и огня.
19.06.2018 МЧС Иркутской области
В Чунском районе возбуждено уголовное дело по факту убийства мужчины - Следственный комитет Следственным отделом по Чунскому району Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст.
19.06.2018 Следственный комитет
Студент Техасского университета Элмер Арриета сорвался со скалы во время пешей экскурсии по Ольхону Элмер Арриета был аспирантом по специальности «Архитектура».
19.06.2018 Газета Копейка
Житель Саянска проник ночью в Павловский дворец Санкт-Петербурга, выпил, уснул,
19.06.2018 Газета Копейка
По данным Иркутскавиалесоохраны, за минувшие сутки, 19 июня, на землях лесного фонда в Иркутской области ликвидировано 16 пожаров на общей площади 322,7 га, из которых 4,5 га – не покрытые лесом.
20.06.2018 Газета Время
Оперу «Царская невеста» поставят в Тальцах - ИА Байкал Инфо Оперу композитора Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста» поставят под открытым небом на территории архитектурно-этнографического музея «Тальцы» 18 августа 2018 года артисты Иркутской областной филармонии.
19.06.2018 ИА Байкал Инфо
Под занавес 77-го сезона в музыкальном театре имени Н.М. Загурского с большим успехом прошла премьера спектакля «Барышня-крестьянка» по мотивам повести А.С.
19.06.2018 Байкальские Вести
Иркутян приглашают сняться в массовке фильма "Главное-верить и мечтать" Андрей СИНЬКОВ @AndreySinkov Несмотря на то что в Москве сейчас проходят матчи мундиаля, знаменитый российский актер,
20.06.2018 Комсомольская правда
DSC_0789 - Газета Областная Спорт – это не только сила воли, интенсивные тренировки и соревнования. Это еще и крепкое здоровье, правильные нагрузки и понимание возможностей своего организма.
20.06.2018 Газета Областная
КСП: Дорожная служба Приангарья препятствовала проведению проверок - Bratsk.Org Аудитор контрольно-счётной палаты (КСП) Иркутской области Ксения Корень на комиссии по контрольной деятельности заксобрания региона 19 июня заявила, что дорожная служба Приангарья (ДСИО) препятствовала проведению проверок.
20.06.2018 Bratsk.Org
Финал 2-го городского чемпионата по футболу среди дошкольников прошёл в Иркутске Команда «Волна» из детского сада № 153 стала победителем чемпионата Соревнования среди малышей на стадионе «Труд» начались за несколько
19.06.2018 Газета Копейка
Уверенная победа сборной России в стартовом матче домашнего чемпионата мира резко повысила интерес к турниру В ожидании большой игры болельщики из латиноамериканских стран устраивали мини-карнавалы на улицах Москвы «К
19.06.2018 Газета Копейка
НИА-Байкал Иркутская область, НИА-Байкал — Председатель комитета по собственности и экономической политике Законодательного Собрания Иркутской области Ольга Носенко подвела итоги работы комитета в текущем созыве.
20.06.2018 38Rus.Com